За что я полюбил свой сплит -- Layout

Предисловие

Возможно я скажу очевидную вещь, но все таки. Данный лейаут настроен под мою клавиатуру, под меня и мои задачи. На компьютере я занимаюсь написанием кода и текстов, а также периодически играю. В данной статье я хотел описать те решения которые мне показались удобными для вышеперечисленного. Надеюсь они пригодятся кому-то в продумывании своей раскладки.

Этот конфиг не является окончательным и идеальным. Даже в процессе написания этой статьи я взглянул на конфигурацию по-новому и переделал некоторые вещи.

Переход на сплит

layer 0

Я владел слепой печатью, но использовал не 10 пальцевый набор, а 4-6. В основном задействовал указательные пальцы обеих рук, в меньшую степень средние пальцы и в исключительных случаях остальные. Большие пальцы разумеется заняты пробелом, это очень важная кнопка, большая, так что для нее нужны сразу обе руки. В принципе такой способ печати хоть и можно назвать “неправильным”, но он меня устраивал. Получалось быстро, вслепую и с приемлемым количеством опечаток.

До сборки казалось, что сплит не сломает текущий навык печати, но больше я так печатать не смог. Возможно дело в самом сплите, руки перестали нормально ориентироваться в пространстве когда клавиатуру разделили. Возможно из-за ортолинейности новой клавиатуры, ведь раньше клавиши были смещены по вертикали. Решил так, раз уж придется переучиваться, то лучше сразу под 10 пальцевый набор.

Текущая раскладка

На данный момент у меня сконфигурировано в QMK 5 слоев. Не удивляйтесь тому, что в статье рассказ о них идет не по порядку.

Для конфигурации я использую программу Via, все дальнейшие скриншоты сделаны из нее. Конфиг и все что связано с данной клавиатурой я публикую в Git репозиторий.

Основной слой

layer 0

Что осталось

QWERTY. Решено было не изменять себе и оставить хоть что-то знакомое. Ведь руки в пространстве ориентируются хуже, а надписей на клавишах я себя лишил. Также, благодаря не самому маленькому сплиту удалось сохранить ряд цифр в привычном месте, что в свою очередь дает классические расположение спец символов.

Что потерял

Первое, что бросается в глаза, нет ряда F клавиш. Не велика потеря, уверен часть из вас не пользуется ими подавляющую часть времени. Если сравнивать с полноразмерными клавиатурами, то нет numpad’а. С его утратой я смирился еще заранее, решив что спокойно перенесу его на другой слой. И последнее, наверное часть из вас заметила, что клавиш, чтобы разместить буквы Х и Ъ недостаточно. И они переехали выше, отбросив 9 и 0 с основного слоя. Решение не идеальное, но рабочее. Как мне показалось лучше лишиться 2 цифр чем букв.

Помимо этого тут нет полного набора правых и левых клавиш модификаторов. Но в 99% времени нет нужды именно в правом Ctrl и т. п. Нет Caps Lock и большинства кнопок в области стрелок, в отличие от 60% клавиатур.

Что приобрел

Из очевидного, тамбы – клавиши под большие пальцы. Теперь они не скучают только над пробелом, а отвечают за Shift, Space, Backspace, Enter, Win и за переход на другие слои.

Одним из вариантов уместить больше функций, это настроить в QMK разные действия на нажатие и удержание одной кнопки. Так, если зажать 4 в цифровом ряде, активируется Alt, а если удерживать клавишу Win на тамбе, произойдет переход на другой слой.

Символьный слой

layer 1

На данном слое начинает раскрываться концепция однорукого ввода с клавиатуры. Для работы сразу с несколькими окнами, выделения, копирования текста и подобных задач, мне удобно использовать мышь. Работая в таком режиме, на полноразмерной клавиатуре, я либо отрывал правую руку с мышки, либо переносил левую на правую часть клавиатуры.

Для упрощения работы я прикинул, какие клавиши с правой части клавиатуры, нужны чаще всего. В программировании это точка, запятая, равно, различные виды скобок, слешей и другие спец символы. Помимо этого я добавил на эту половину Enter и Backspace. Нажимать их сочетанием клавиш на тамбе для меня стало настолько привычным, что я их почти не использую на правой половине основного слоя, даже при двурукой печати.

На правой половине расположился цифирный блок по аналогии с Numpad. В таком виде большое количество цифр мне набирать наиболее комфортно.

Для активации нужно либо удерживать клавишу на тамбе левой части клавиатуры, либо однократно нажать кнопку на правой. Тем самым этот и функциональный слой можно активировать имея доступ к любой из половин клавиатуры.

Однорукий слой

layer 4

Сделаем левую руку еще более самодостаточной.

Скопировал всю правую часть, с небольшим сдвигом. Не использовал зеркалирование поскольку, решил, что легче всего освоится, если буквы будут находиться в схожем порядке, будто я перенес руку направо и пытаюсь вслепую что-то нажать.

Нет, такой вариант не подходит для набора текста с адекватной скоростью, однако для нажатия хоткея, в каком-то софте, вполне достаточно. На практике это оказалось удобнее и быстрее, чем перенос руки, а главное работает вслепую.

Активация происходит с первого слоя, при удержании кнопки Win на левой половине.

Функциональный слой

layer 2

Все что не влезло в предыдущие слои размещаем тут. А именно – Print Screen, полный набор F клавиш, переключатели Num Lock, Caps Lock и Insert. На левой половине расположились мультимедийные клавиши и макросы. Я забиндил довольно длинные сочетания клавиш для управления несколькими программами. Эти сочетания и записаны в макросы, чтобы не прожимать их вручную. Программы, управляемые таким образом: Nvidia Shadowplay, QTranslate и Discord.

Игровой слой

layer 3

Как выяснилось WASD в привычном месте, с привычным расположением руки, не такой удобный, из-за вертикального смещения клавиш. Положение руки, при котором указательный палец лежит на клавише F – комфортнее. Было принято решение создать отдельный слой под игры, со смещенным WASD. Развитием этой идеи стал сдвиг всех рядом стоящих букв и цифр в туже сторону, чтобы относительные положения у популярных клавиш не менялись. В отличие от основного слоя, Shift и Alt переехали в дефолтное “игровое” место. Так как мизинец в основном и отвечал за Ctrl и Shift, а большой за Alt и Space. Помимо их к мизинцу докинул и Tab c Enter’ом. Причем я пробовал пододвинуть Ctrl и Shift ближе к WASD, как на обычных клавиатурах, но такое положение руки оказалось менее удобным.

После таких перестановок возникла потребность раскидать куда-то ряд из 5, T, G и B. Пятерка заняла место единицы, а буквы заняли рандомные, пустые места. Это потребовало дополнительного времени на привыкание.

На последнюю клавишу, на этой половине, был назначен переход на однорукий слой. Таким образом перемещать руку на вторую половину ради каких нибудь I или М уже не требуется. Одна рука на клавиатуре, вторая на мышке. Как я и люблю.

На освободившейся, второй половине разместилась все то, что можно встретить в играх, но активно они не применяются.